swgold: (Default)
[personal profile] swgold

все картинки кликабельны



01. «Адекватный чертёжник»


Обложки «Scribner's» за сотню лет изданий, с 1847 по 1947

Книга в твёрдой картонной обложке, к которой так страстно стремились обитатели американского фантастического гетто, лично мне интересна только одним аспектом – наличием мягкой бумажной суперобложки с цветной картинкой. А издания «Скрибнер» обладали ещё одним существенным бонусом – внутренними иллюстрациями.

Художники-иллюстраторы научной фантастики, работавшие в сфере журнальной графики, не слишком часто получали заказы на книжные обложки. Хотя бы потому, что научная фантастика в книгах не издавалась. В отличие от журнальной графики, где существовала постоянная миграция художников, в книжном бизнесе существовали узкие профильные зоны, закрытые для посторонних. Это была коррумпированная сфера высоких расценок и непыльной работы, и на насиженных местах там могли встретиться самые разные персонажи. Тем более – в только-только открывшейся отраслевой тематике. Художников, у которых была набита рука на ракетах и кометах в издательстве просто не было. Издатель сам интересовался у писателя, какого иллюстратора он может порекомендовать для своей книги. Для тех, кто не сумел осознать этот факт, повторяю медленно, по буквам:

Издательство, получив дебютную рукопись незнакомого автора, советуется с ним, какого художника пригласить для оформления его дебютной книги.

Если с вами сейчас не случилась истерика, то вы бесконечно далеки от ситуации в российском книжном бизнесе.

Издатель рассмотрел кандидатуру, предложенную Хайнлайном и, к сожалению, отклонил. Мне бесконечно жаль, чего мы в результате лишились. На книгу назначили другого художника, и результат был плачевным. Хайнлайн, сам изучавший искусство, и изрядно избалованный графическими изысками «Astounding», внезапно столкнулся с материалом куда более низкого уровня, чем он привык находить на страницах своих произведений. Вспоминая об этом, он с возмущением писал:


4 марта 1949: Роберт Э. Хайнлайн – Лертону Блассингэйму

Она попросила, чтобы я предложил художника для «Ракетного Корабля Галилео», и я предложил Хьюберта Роджерса. Она изучила вопрос, затем написала мне, что имя м-ра Роджерса «было слишком близко связано с довольно дешёвым журналом» – имея в виду «Astounding S-F» Джона Кэмпбелла. Чтобы доказать свою точку зрения, она прислала мне вырванные из журнала листы. Случилось так, что история, которую она выбрала, чтобы послать мне, оказалась одним из моих рассказов, вышедших под именем «Энсон МакДональд», «По Собственным Следам» – он в то время был перепечатан в «Best in Science Fiction» издательством «Crown».

11-01-01.jpg
Astounding, октябрь 1941. Художник Hubert Rogers.

Я похихикал и ничего не ответил. Раз она не сумела узнать мой стиль и была впечатлена исключительно тем фактом, что материал был напечатан на газетной бумаге, я счёл неуместным просвещать её. Я задался вопросом, знала ли она, что я приобрёл свою репутацию в том самом «дешёвом» журнале, и пришёл к выводу, что она, вероятно, не знала и, возможно, не пожелала бы издавать мои вещи, если бы знала об этом.
Роджерс – великолепный художник. Он иллюстрировал книги Джона Бьюкена. Я счастлив, что одна из его картин висит в моём доме. Вместо него она привлекла кого-то другого. Взгляните на экземпляр «Галилео» в вашем офисе – Вы никогда не спутаете это с прекрасной работой, проделанной Гири для «Космического Кадета». Человек, которого она выбрала, – вполне адекватный чертёжник, но у него не хватает способностей, чтобы создавать в иллюстрациях композиции, удовлетворительные с художественной точки зрения. Однако он раньше уже работал для «Scribner», он считался «респектабельным».

Что касается Хьюберта Роджерса, то Хайнлайн действительно был очарован его иллюстрациями в «Astounding» и писал ему письма с благодарностями. А Роджерс подарил ему картину для обложки «Astounding» с «…Если это будет продолжаться». Реакция Хайнлайна совершенно понятна, если взглянуть, что приготовил для юных читателей респектабельный Thomas W.Voter. В первую очередь, вот такую суперобложку:


11-01-02.jpg
«Scribner’s», 1947. Художник Thomas W.Voter.

Акульи плавники ракеты не должны были напугать юных читателей – до выхода фильма «Челюсти» было ещё далеко. Шрифт, внезапно споткнувшийся о Луну, пропустим из милосердия к сирым и убогим.

Под супером скрывался обычный тканевый переплёт с дубликатом картинки:

11-01-03.jpg
«Scribner’s», 1947. Художник Thomas W.Voter.

На первый взгляд, ничего криминального, хотя обложка могла быть и получше, как мы убедимся позже. Но посмотрим на внутренние иллюстрации в исполнении респектабельного чертёжника Тома:

11-01-04.jpg

Клуб «Галилей». Тщательно выписан столярный инструмент и химическая посуда. Обратите внимание на куртку доктора Каргрейвза – больше такой работы пером у Тома вы не увидите, от остальной штриховки только в глазах рябит. А от улыбок и взглядов этих жутких манекенов становится страшновато. Скорее, прочь отсюда, взлетаем!

Ground control to major Tom,
Ground control to major Tom:
Take your protein pills and put your helmet on…

11-01-05.jpg

Мы на корабле, но обстановка стремительно ухудшается. Хаотичная штриховка провоцирует морскую болезнь, от рисунка реально голова кружится. Похоже, старина Том вместо protein pills проглотил совсем другие таблетки. Кстати, раскладушки на переднем плане умиляют и вносят нотку уютного позитива в кошмарную картину.

11-01-06.jpg

Ещё один интерьер «Галилея», и здесь есть позитивное чорное пятно. Мне нравится заливка тушью. Благодаря ей центральный участок картинки – островок спокойствия посреди разбушевавшейся стихии сумасшедшей штриховки. Художник сделал всё, чтобы взгляд, брошенный на картинку, испуганно убегал в бархатную черноту открытого космоса – подальше от искорёженных предметов обстановки и беспорядочно мечущихся теней.

11-01-07.jpg

И вот – ура! – мы на Луне. И тут – внезапное открытие: в этой картинке есть перспектива! (Я непременно должен за что-то похвалить художника, ведь обидеть его может каждый. Буквально все, кого ни спросишь) Обратите внимание на композицию. Комбинация «человек с ружьём + ракета на боку» будет повторена позднее, но уже более адекватными художниками.
На этом мы распрощаемся с Томом У. Вотером и его самобытным творчеством. История умалчивает о том, как сложилась его дальнейшая карьера в издательстве, но Хайнлайна он больше не иллюстрировал. Думаю, это были самые скверные картинки в сегодняшнем обзоре. Дальше нас ждут уютные пучины тёплого, лампового космоса.

Продолжение следует.



.

Часть 0. Предыстория (начало)

Часть 0. Предыстория (окончание)

Часть 1. «Адекватный чертёжник» - You are here

Часть 2. Тёплый ламповый космос

Часть 3. Экспрессия и абстракция

Часть 4. Цель – Луна!

Часть 5. Русский космос

.
Page generated 2026-02-22 17:07
Powered by Dreamwidth Studios