все картинки кликабельны
Часть 1.Клиф и Каморали
В «Истории Хайнлайна в картинках» есть несколько ключевых фигур, которые, однажды появившись, надолго определяли конфигурацию графического пространства. Одной из таких фигур был Клиф Гири, подключившийся к изданию ювенильной серии на выпуске «Космического кадета».Немного фоновой музычки - Ian Boddy: «Space Cadet»
Клиффорд Гири (Clifford N. Geary) родился 26 февраля 1916 года в Соммервилле, штат Массачусетс. В колледже он изучал рисунок и живопись, и в 1940 году получил степень бакалавра изящных искусств. После чего молодой художник переехал в Нью-Йорк. В обойму «Scribner’s» он попал, скорее всего, случайно. Негативный отклик на художества Тома Вотера в «Ракетном корабле «Галилей» вынудили редакцию искать замену. И такой заменой стал Клиф, хотя его академическая манера мало подходила для радостных детских картинок. Многие детские художники использовали тушь и перо по бумаге, автоматически получая большие пространства света, но Гири перу предпочитал технику гравировки, а его scratchboard’ы с сочетанием позитива и негатива обычно создавали довольно мрачную картинку, в которой разомкнутость линий парадоксальным образом создавала впечатление ограниченных, замкнутых пространств. Трудно сказать, пошло ли это на пользу серии, если рассматривать её с точки зрения юных читателей. Зато более зрелая аудитория могла не стесняться, открывая книгу с картинками Гири – такая книга совсем не выглядела позорно детским чтивом. Работа над книгами Хайнлайна принесла Клифу известность, но на самом деле он предпочитал графике живопись и много выставлялся с ней в столичных галереях. После выхода на пенсию в 1981 году художник переехал жить в летний домик в горах Адирондак и двадцать лет занимался живописью в своё удовольствие. Овдовев в 2006 году, последний год своей жизни он прожил в борьбе с надвигающейся слепотой. Клиффорд Гири умер от инсульта 31 мая 2008 года.
Смену художника Хайнлайн воспринял очень позитивно. По нашим деньгам это было что-то наподобие «сменил Калласа на Бондаря»:
4 марта 1949: Роберт Э. Хайнлайн – Лертону Блассингэйму
Взгляните на экземпляр «Галилео» в вашем офисе – Вы никогда не спутаете это с прекрасной работой, проделанной Гири для «Космического Кадета».
Посмотрим, что же это была за «прекрасная работа».
1948 «Scribner's». Художник Clifford N.Geary.
На суперобложке пузатый корпус ракеты в довольно странном обрамлении. Где кабель-мачта? Где лифт для техников и экипажа? Что за ерунда… Но тут стоит остановиться и получше присмотреться к картинке: видите горизонтальные полосы на поверхности? Из-за них картина радикальным образом меняется. Скорее всего, перед нами не стартовый стол, а транспортная платформа, установленная на рельсы. Так что все претензии к художнику придётся забрать обратно. В дальнейшем мы увидим, что Клиф очень внимателен к деталям и редко допускает технические ляпы. В этом отношении они с Бобом – два сапога – пара, и очень удачно вписались друг в друга. Поэтому тот факт, что ракета больше смахивает на авиабомбу, поставленную на стабилизаторы, вряд ли случаен. В нём, как мне кажется, отразилось ироничное отношение Клифа к описанному в романе способу поддержания мира. Художники редко прячут фигу в кармане, а чаще вытаскивают её на самое видное место в картине, туда, где её проще всего скрыть.
На саму обложку вынесен фрагмент внутренней иллюстрации. Обратите внимание: сочленения скафандра практически не выделены. Это технический ляп, который Гири исправил в последующих работах. И придуманные им скафандры стали его фирменным знаком, их легко опознать по характерным «гармошкам» на локтях и коленях и стеклянным колпакам гермошлемов с телескопической антенной на макушке.
Первая иллюстрация – памятник «Килрою» в фойе Хэйуорт Холл.
Затем сцена на космодроме. Первые scratchboard’ы, как видите, были не слишком выразительны – просто чорная клякса, внутри которой позитив переходит в негатив. В следующих картинках Клиф перешёл к более тщательной контурной прорисовке белым по чорному, практически отказавшись от фактурных частей.
Сравните это с первой иллюстрацией. Здесь уже нет бессмысленной чорной лужи пролитой туши, хорошо читаются все, даже самые мелкие фигуры, да и композиционно картинка гармонично сопряжена с текстом. Чтобы понять это, посмотрите, как она выглядит в голом виде, без текстовой колонки:
На последней – увы! – иллюстрации мы видим одну из финальных сцен на Венере – поход к древнему кораблю.
Здесь всё не так хорошо, да и, похоже, кусок текста при вёрстке уплыл из верхней части левой страницы. Сама-то картинка явно предполагала две колонки текста слева и справа, вверху и внизу.
Роман не был избалован вниманием художников, поэтому роль иллюстраций Клифа в графической жизни романа была достаточно велика. Многие зарубежные издательства использовали в оформлении «Кадета» его картинки. Это было простое повторение, как в первом итальянском издании:
Это был третий том в серии фантастики «La Zebra», выходившей в 50-х годах. К сожалению, в ней вышли всего пять или шесть томиков, так что до других вещей Хайнлайна у редакции руки просто не дошли. Жаль, забавный был логотип.
Следующее издание романа вышло в новой, более успешной серии «Ragazzi». Пузатые ракеты к тому времени вышли из моды, поэтому на обложку поместили фрагмент внутренней иллюстрации Гири, а чтобы смотрелось повеселее, картинку творчески переосмыслила и заботливо раскрасила Маргарита Каморали:
И ещё одно из первых изданий романа, вышедшее, кто бы подумал, в Венгрии.
Вы только попытайтесь сопоставить, в Советском Союзе происходит холодное лето 53-го, а в братской социалистической Венгрии в то же самое время издают «Космического кадета». Моё воображение отказывает, я не могу мысленно совместить два этих события на одном культурном поле. А венгры мало того, что перевели и напечатали, так ещё и выпустили роман с оригинальными иллюстрациями Гири:
Вот это досаднее всего. Потому что на сей раз русскоязычные издания Хайнлайна, как вы увидите чуть позже, никакими графическими изысками не отличились. Но довольно о печальном. В следующих частях обзора нас ждут традиционные космические кораблики, всевозможные скафандрики и капелька неклассифицируемой экзотики.
.
Часть 0. Предыстория (начало)
Часть 0. Предыстория (окончание)
Часть 1. Клиф и Каморали - You are here
Часть 2. Ракурсы и дюзы
Часть 3. Кадеты и верёвочка
Часть 4. Джунгли и болота
.














