2.3.В открытом космосе
Сцена, в которой один из близнецов улетает от корабля, с очевидностью привлекала иллюстраторов своим визуальным драматизмом. Надо сказать, что сцену эту Хайнлайн позаимствовал в собственном фильме «Пункт назначения – Луна!», сменив трагический аспект на комический. Ну, я уже говорил в начале, что для этого романа ему приходилось тащить в текст для наполнения сюжета всё, что только можно. Более-менее отталкивался от визуального ряда хайнлайновского фильма только Клиффорд Гири, когда рисовал обложку для первого издания романа. Все последующие иллюстраторы брали за образцы фото из газет - Леонова на "Восходе" или Уайта на "Джемини".
Первопроходцами были немцы из издательства «Goldmann»:
Несмотря на своё необъективное отношение к фирме с таким замечательным названием, вынужден констатировать, что в данном случае Goldmann Suxx. Лиловый Марс, сферический Деймос и аура в полнеба – это чересчур. Даже если закрыть глаза на то, что в хирургических перчатках ну никак нельзя работать в открытом космосе.
А эта картинка из Чехии. Здесь художник дорисовал близнецам реактивные ранцы. Ну, и ещё парочку лишних планет в небе – от щедрот славянской души.
Джерри Расселл выбрал другой эпизод – на его картине доктор Стоун отправляется на зачумлённый корабль. Для тех, кто смотрит не с планшета и не желает свернуть шею, вот её перевёртыш:
Ракурс диаметрально противоположный выбранному первопроходцем «Стоунов» Клиффордом Гири:
Понятно, что Клифф не смог бы выцарапать в лаке столь выразительное лицо, какое Джерри накликал мышкой на своём планшете, и поэтому Клифф развернул женщину спиной. Порой из-за ограниченности выразительных средств у художников выходят лаконичные шедевры… но гораздо чаще продвинутые технологии дают более древним сто очков вперёд. И всё же я бы не стал, наверное, выбрасывать свою колонковую кисть и пёрышки вальдшнепа, если бы их не изнахратил ребёночек. Нет, не стал бы. Технологии технологиями, а кайф можно получать и по-старинке, да-с!
2.4. Вакуумные велосипеды
Некоторые иллюстраторы сочли велосипеды впечатляющим штрихом и отвели им место на обложке романа. Давайте вспомним, что всё началось с весьма хаотичной кучи-малы, изображённой Гири:
Через двадцать лет один немецкий художник творчески переосмыслил эту композицию своего американского коллеги:
Мы видим, что посторонние предметы исчезли, шины низкого давления превратились в обычные, а уголковый отражатель потерял центральную плоскость – художник заменил её растяжками. Технологично оправданное решение, не поспоришь, но в этом случае отражатель становится невидимым по оси z. Но это полбеды. Сравните габариты астронавта на заднем плане и велосипедов рядом. Они же ему по плечо. Ну и напоследок – зелёное небо, Карл! Курение вредит твоим лёгким, Карл!
Карл много работал с «Moewig» под псевдонимом Х.Альбрехт и вообще-то на самом деле он классный художник, не хуже Валигурского. Он нарисовал для серии «Utopia» десятки шикарных картинок в стиле палп-фикшн и составил там себе вполне достойное портфолио:



Кстати, если у вас есть лишние 400 баксов, вы можете даже прикупить у него одну из этих картинок. Что касается Зелёного Космоса... Будем считать, что тогда, видимо, у Карла был просто неудачный день.
А вот ещё один образец велосипедов – от итальянской компании «Rizzoli»:
Что мы видим? Здесь у нас банальный земной велосипед с обычными камерами высокого (слишком высокого для Луны и Марса!) давления, астронавт в более-менее адекватном скафандре, и две совершенно изумительных плоских кошки с огромными хвостами, превратившими их в знаменитых марсианских сора-тобу-хиру… Хорошо, пусть будут не марсианские пиявки, а, допустим, белки-летяги-мутанты. Но ведь они не отбрасывают тени – следовательно, это вампиры. Типичные марсианские белки-вампиры, Ночной Ужас Колониста.
На этом парне с богатой фантазией я бы хотел остановиться поподробнее. Мне всегда было любопытно, откуда в итальянском «Mondadori» появляются живописцы с апгрейднутой фантазией, и куда они деваются потом, когда отрисовались по Хайнлайну. И Берни вполне подходящий пример подобного самобытка.
Его зовут Оливеро Берни, и он родился в Милане в 1935 году. В пятидесятые годы он днём пахал на разных работах, а вечером учился в Академии Искусств. Его первой любовью был геометрический абстракционизм, а первым применением художественного мастерства – ретушь фотографий для художественных открыток. Напомню, что до появления фотошопа трамвайные провода на картинках удаляли кисточкой и красками! Он работал иллюстратором, театральным художником и даже ломанулся в Париж, но быстро понял, что затеряется в толпе прочих неудачников. В 1968 году, с появлением детей и увеличением расходов, с абстракционизмом было покончено, и он вернулся к иллюстрациям.
В 1975 году он нарисовал одну фантастическую обложку для «Mondadori» и более с этим жанром не расставался. В 1980-м, после участия в одной совместной выставке художников-иллюстраторов в Мюнхене, и он стал известен в Германии. Заказы поступают из «Goldmann», «Hayne» и «Hoheneim», а потом и из Франции. Через год Берни переезжает в США, где его клиентами становятся «Ballantine», «Berkley», «Bantam», «Dell», «Zebra» и «Warner».
Летучие острова в духе Роджера Дина и стаи орлов в духе Родни Мэтьюса. Самобытность не всем даётся в руки надолго.
Как истинный художник, Берни не гнушался продавать свой товар дважды в разные руки:
Одна книжка Филиппа Дика, другая Николая Аммосова, но какая, в сущности, между ними разница? Один боролся с компьютеризацией, другой с коммунистами… Кстати, ничего не напоминает этот туннель из человеческих профилей? Вы уже не раз встречались с ним в моих обзорах, правда, он всё время был подписан разными фамилиями.
Это Португалия, 1966 год, роман «Дверь в лето», художник неизвестен:
А это Франция, 1979 год, роман «Кукловоды», художник Stephane Dumont:
Наверняка можно найти ещё. Ну, будем считать, что это такой бродячий сюжет. Наверное. Почти точно.
В конце 90-х американский художник итальянского происхождения Оливеро Берни, обласканный судьбой, наконец-то позволил себе вновь заняться чистым искусством. Одной из последних его обложек был опять же Филипп Дик, для французского издательства:
Рост мастерства налицо. В смысле, лиц на обложке стало заметно больше. Знаете, я начинаю думать, что иной раз лучше не выяснять ничего о предмете своего интереса. Ей-богу, было бы лучше просто восхититься двумя внезапными марсианскими белками-вампирами.
.
Часть 0. Предыстория
Часть 1. Камешки в первом чтении
Часть 2. История путешествия ч.1
Часть 2. История путешествия ч.2 - You are here
Часть 2. История путешествия ч.3
Часть 3. Русский транзит
.














